Журнал "Шоу-Мастер" №73:
VJ Иван Рябов: Если не я, то кто?
Автор: VJ Light (VJLight.ru, Арсений Сыроежкин).
Сегодня мы хотим познакомить вас с уникальным человеком. Виджей, фотограф, программист, дизайнер, поистине творческая личность и при этом скромный человек — Иван Рябов. Он не только знает творческий процесс, так сказать, изнутри, но и создает инструменты для этого самого творчества (в данном контексте для виджеинга и мэппинга), причем на очень современном и качественном уровне. Известно множество историй, когда художник по свету, музыкант или диджей становился видеохудожником. Не так много, но все же мы знаем случаи, когда виджеи (за неимением) принимались сами создавать программы для видеоинсталляций. Эти программы потом, через годы, приобретали форму законченных и весьма популярных виджейских программ и даже медиасерверов... Но это все на Западе. Оказывается, не оскудела еще и русская земля самородками.
И сегодня перед нами наш, российский парень из славного города Новосибирска, который со своими работами уверенно находится, как минимум, на том же уровне, что и известные во всем мире производители VJ-программ. Чего стоит только одна его программа для мэппинга – Mapio. Скажу вам с уверенностью (а я видел эту программу в действии), что при текущей версии (beta), это уже прорыв, а к осени Иван планирует выпустить релиз с кардинальным апгрейдом еще больших возможностей (в следующем номере мы постараемся сделать подробный обзор его уже обновленного Mapio). А сегодня он сам с присущей ему скромностью расскажет о себе.
«Не совсем справедливо называть меня виджеем, но я человек далеко не посторонний сему виду деятельности. Да, я отлично знаком с сутью и техникой, с программной и аппаратной стороной вопроса, но практической работой занимаюсь крайне редко. И если я участвую как виджей, то только на тех мероприятиях и с теми музыкантами, которые мне очень нравятся. Все мои выступления можно перечислить по пальцам, занимаюсь этим исключительно для души. Поэтому профессиональным виджеем меня назвать можно с натяжкой. Но! Основной род моей деятельности – это разработка программного обеспечения, опыт работы более 15 лет. И последнее 2 года я посвятил все свое время разработке ПО для виджеинга и в целом медиа/интерактиву. Мои работы ранее были известны под брендом IRworkshop, а теперь – Visution.
Виджеингом меня заразили друзья, в некоторых кругах известные электронные музыканты Михаил Чердынцев («Трансплантант», «011001») и Владимир Дронов («Трансплантант», Kvadrat, Forma4), которые всегда интересовались самым новым, необычным и современным, в том числе видеоартом. Впервые я увидел живую работу виджея на выступлении IDM группы Stereo Modus + VJ Роман Корниенко из Новокузнецка (2003 год, первый «БудуАрт-фестиваль» в Томске, который придумал и организовал Михаил Чердынцев). Роман работал целиком вживую, никаких компьютеров и софта, несколько видеокамер и огромный телевизионный пульт. Его работа была ближе к видеоарту, своими образами он вносил в общую работу новые грани и смыслы, был соавтором. Такое восприятие виджеинга как видеоарта во мне и закрепилось. К слову, любимое мое выступление было в маленьком клубе в Новосибирске с теми самыми Stereo Modus.
Обычно в моих сетах преобладает узнаваемый видеоряд, не абстрактный. Я люблю, когда видеорядом можно формировать мысли и настроения. Для таких целей абстракция не годится, нужны узнаваемые образы. Тем более, что я «не виджею» под танцевальные сеты. Обычно я работаю на концертах, где внимание приковано к музыканту и экрану, поэтому абстракция очень редко бывает уместна, если только эпизодически. Правда, осмысленный видеоряд всегда требует подготовки, необходимо ознакомиться с программой артиста, а также иногда содержание, тема или настроение требуют согласования.
От случая к случаю мой сетап меняется. Но в последнее время использую довольно стандартный VJ-сетап: Resolume Avenue + Korg nanoKontrol и\или Novation ZeroSL mk2. Также у меня есть Novation Launchpad и Akai APC20, которые нужны мне для реализации одного своего проекта, детали которого пока не буду раскрывать. MacOS или Windows – не принципиально, в умелых руках Windows не менее производительна и стабильна, чем MacOS. Хотя качество сборки MacBook, конечно, подкупает.
Моя история как разработчика софта для виджеинга началась в октябре 2009 года, тогда я решил, что просто обязан сделать несколько эффектов FreeFrameGL(FFGL). К этому меня подтолкнуло несколько вещей, во-первых, FFGL открывает потрясающие возможности для реализации всяких интересных штук, но на тот момент выбор был крайне скуден. кроме тех, что шли в комплекте с Resolume Avenue, плагинов не существовало. Во-вторых, у меня есть опыт реализации OpenGL приложений, и вообще, у меня большой опыт в компьютерной 3D-графике. Плюс в VJ-теме. Я решил: «Если не я, то кто?». Так родился набор плагинов Cosmic Pack. В работе над ним решил для начала сделать что-то простое с минимумом креатива, чтобы результат работы плагинов не сильно был узнаваем, хотелось сделать что-то универсальное с широким спектром применения. Думаю, у меня этого не получилось, креатива нет и универсальности тоже не много. Но я получил бесценный опыт и в будущем скорее всего еще вернусь к эффектам FFGL.
Мои мысли о рынке для виджеев. В отличие от DJ-рынка стоимость входа для каждого отдельного желающего намного выше. Причем это в основном не стоимость оборудования и ПО, а сложность постижения технических вопросов. Кроме моментов, в которых надо разобраться, таких, как создание и подготовка видеоматериалов, редакторы, кодеки, коммутация, форматы и стандарты, есть довольно непростой специализированный VJ-софт. Плюс к этому полная чехарда с контроллерами. Все это вместе создает серьезную преграду для желающих. Собственно, это (наряду с небольшим спросом) является следствием того, что рынок еще очень мал, серьезные игроки на этот рынок пока не выходили (я говорю о массовом рынке, производителей дорогих профессиональных проекторов и другого оборудования, медиасерверов к таким не отношу). Но я считаю, потенциал для роста грандиозный. Скоро видеоповерхности будут везде, все это нужно будет заполнять и иногда рулить вживую. Но пока нам остается своими силами решать проблему высокого входного порога. Чем я занимаюсь и планирую заниматься дальше.
О Mapio. Основное назначение Mapio – это комплекс средств для организации так называемой мэппинг-проекции. Это когда изображение, которое дает проектор, подготавливается и корректируется таким образом, чтобы обыграть геометрию реального объекта, на который производится проекция. Летом 2013-го выходит кардинально переработанная версия 2.0, которая имеет массу нововведений, главные из них: самостоятельная работа (версия 1.X работала только как FFGL плагин) с поддержкой массы медиафайлов; импорт низко-полигональных 3D файлов в формате Collada; новые и существенно переработанные инструменты редактирования слайсов; copy&paste; поддержка управления по OSC; поддержка Syphon как клиент и как сервер (только для MacOS X) и многое другое. Планируется выпустить Lite и Pro версии. В Pro версии планируется дополнительно реализовать больше возможностей по интеграции с другими программами типа vvvv, processing, Unity3d и др., а также поддержка пиксель-мэппинга DMX устройств и поддержка Kinect-а. Но Pro версия будет позже, осенью.
Идея создания Mapio пришла после того, как я сделал бесплатный плагин IRKeystone2\3 для keystone коррекции для вывода на Matrox TrippleHead2Go. А мысли о его улучшении, идея за идеей привели меня к совершенно новому продукту. Я пришел к тому, что нужен собственный пользовательский интерфейс для плагина. FFGL стандарт совершенно не предусматривает собственного интерфейса, поэтому мне пришлось выкручиваться.
Над проектами я работаю один на всех стадиях производства, включая дизайн и создание сайта, администрирование и так далее. На начальном этапе я считал, что это более эффективно, но надеюсь в ближайшем будущем сформировать небольшую команду, как минимум нужен дизайнер и/или специалист по маркетингу/продажам. У меня есть несколько хороших (я так думаю) идей по программным продуктам для виджеев, а также масса идей для развития Mapio. Добро пожаловать на мои сайты: visution.com, ryaboff.com.
Присоединяйтесь к русскоязычному сообществу:
http://www.vk.com/visution
и глобальному: http://www.facebook.com/Visution.
Для связи со мной:
e-mail:contact@visution.com
или skype: ivan.ryabov.
Не для публикации на сайте Malbred-плагиатора.
Журнал "Шоу-Мастер" №73 (скачать)