background:url(images/Fon2.jpg)
VJLight.ru - Журнал Шоу-Мастер №67

Ещё статьи

Журнал "Шоу-Мастер" №67:

VJ Light (Арсений Сыроежкин). Как получить эксклюзив.

На сегодняшний день, пожалуй, ни одно мероприятие не обходится без видео. Где-то применяется трансляция с нескольких камер на экран(ы), где-то нужен текст и логотипы, во многих шоу необходи- мо показать видеоклип и/или презентацию, а видеоинсталляции виджеев уже стали неотъемлемой частью концертов любого масштаба и дискотек в клубах. Конечно же, видео сегодня играет большую роль и в театре, причем не только как «удобно трансформируемая» декорация; во многих прогрессивных постановках видео, 3D и интерактив становятся самой сутью действа и даже актерами. Визуализация на экранах не только несет информацию в виде текстов на презентациях и т.п.; благодаря практически безграничной возможности реализации образов она является, не побоюсь этого слова, мощнейшим фактором воздействия на расширение восприятия шоу зрителем. Естественно, это актуально, когда все делается на профессиональном уровне, иначе очень легко наблюдать диаметрально противоположный эффект. Но хотелось бы рассказать о техническом развитии в этой области, которая на радость художникам дает все новые и новые возможности для реализации тех самых методов куража, ради которого люди и приходят на зрелища.
Еще несколько лет назад первые видеоинсталляции делались на основе ЭЛТ мониторов и телевизоров. Из них даже строились своеобразные стены, и, конечно же, все было аналоговым. Не так давно стали доступны проекторы, появились программы для монтажа и моделирования видеоконтента. На сегодняшний день широко используются светодиодные экраны, проекторы стали ярче, разрешение больше, не только профессионалы уже могут делать 3D шоу. Конечно, сейчас некото- рые архаизмы воспринимаются с улыбкой и даже с легкой ностальгией, а на что-то зритель уже смотрит с иронией и/или с усмешкой. Ведь все уже избалованы достижениями медиаиндустрии и хотят экрана(ов) побольше, четкости получше и вообще чего-нибудь необычного и почаще. И вот одна из новых таких новаций — формат экрана. Имеющиеся в инсталляциях и взятые на вооружение в свое время прокатными компаниями проекторы в основном имеют формат матрицы 4:3. Слава богу, разрешение у них не только 1024х768 и при большем количестве пикселей уже можно без потерь переключиться на формат 16:9. В принципе понятно и оправдано наличие у прокатчиков и в инсталляциях такого формата трансляционного оборудования: сам контент, и он вполне традиционен.
Где берет виджей материал для своих видеоинсталляций? Снимает сам (если есть нормальная камера), рисует в 3D или Flash (если позволяют знания), нарезает из фильмов и т.п., монтирует и моделирует видео из проектов, качает из интернета, наконец... И все это в основном SD (720x...px.). И что мы видели на тех же дискотеках? Приходилось подстраиваться под геометрию помещения и жертвовать многим, например, артист получал в лицо пучок в тысячу люменов из проекторов. Да и часть информации могла быть утеряна... А ведь широкий экран и смотрится по-другому, более масштабно и эффектно (и эффективно). Посмотрите, какие сейчас применяются сценические конструкции, какие размеры! Так и хочется заполнить видео ВЕСЬ задник сцены, оживить его максимально. Фактически только сейчас начинается переход на стандарт изображения высокой четкости.
Не так давно стали доступны FullHD камеры не только для студий, но и для свободных видеохудожников. И так же недавно программы для виджеев стали способны нормально проигрывать изображение 1920х 1080. Конечно, для считывания таких тяжелых футажей нужны и скоростные носители данных, и они уже всем доступны (SSD и гибрид- ные жесткие диски). Мало того, недорого стоят и видеокарты со встроенными HD-кодерами и с выходами на несколько мониторов (2-3-4 и более). Не стоит прокатчикам и инсталляторам отчаиваться в плане дорогостоящего апгрейда своего парка видеопроекторов. В принципе можно потратиться и перейти на FullHD, но за разреше- нием и четкостью изображения матрицы потянется и дорогостоящая оптика. Помещения вряд ли кто будет перестраивать под ближайшие шоу, и для того, чтобы получить нужный широкий формат, придется докупать объективы с очень широким углом, а качественные, не дающие по краям искажений широкоугольники стоят прилично. К тому же такой проектор должен быть ярче, ведь площадь изображения у широкого формата больше, чем у 4:3. На данный момент решение уже есть, которое, как говорится, «убивает всех зайцев сразу». Суть решения в склейке двух (можно и более) изображений. На сегодняшний день это весьма доступный, не требующий кардинальных затрат, качественный, а самое главное, меняющий полностью концепт видеооформления мероприятия метод. Конечно, эта новинка уже существует некоторое время, и на серьезных мероприятиях уже применяют такой формат видео, но сегодняшние технические возможности позволяют ее использовать почти везде. Для этого не нужен супердорогой компьютер (хотя приятно), да и виджейские программы легко справляются с такой задачей. Из тех программ, что я пользовал, Modul8 некоторое время назад добавил такую опцию, как работа с несколькими изображениями. Но я все-таки больше люблю ArKaos за его удобный настраиваемый интерфейс, поистине спартанскую нетребовательность к «железу», а самое главное, традиционную стабильность в работе.
Чем вообще хороша склейка изображения? Самое главное — это художественная составляющая: используя несколько проекторов, можно заполнить им ВЕСЬ задник сцены, эффект от такого формата совсем другой, нежели от какого-то экрана даже в 1/3 задника. Это и новый, расширенный ракурс, и возможность более рационально использовать компоновку материала при монтаже контента, даже более удобная трансляция с камер с традиционным форматом 4:3 (а при склейке из HD-проекторов – сигнал с HD-камер) то есть возможность разместить на таком панорамном экране изображение сразу нескольких источников в исходном размере. Что касается материально-технической сто- роны, то можно использовать уже имеющийся парк проекторов. Расстояние до экранов у них останется прежним, а это значит, что не понадобится большей, чем было, яркости (ведь чем ярче проектор, тем он дороже, в том числе и в обслуживании), и повторюсь, не будет необходимости в новой дорогостоящей оптике. Главное, чтобы у проекторов, составляющих такой тандем, не очень различалось качество изображения.
Есть два способа получить такую панорамную склейку:
1. аппаратный (отдельная внешняя карта, которая сама делит заведомо широкое изображение на два (или более) подключенных к ней экрана).
2. программный (изображение делится при помощи программы).
Первый способ хорош лишь тем, что при наличии всего двух выходов с видеокарты уже можно делать «склейку». Один монитор используется для интерфейса программы (управления), а на выход второго подключается внешняя видеокарта, например, Matrox TripleHead2Go. Вариантов портов в линейке моделей достаточно: DVI, VGA, DP. Существует ограничение по разрешению у видеокарты компьютера (ноутбучные карты не самые мощные), к которому подключается Matrox. В принципе это вполне работающий вариант. Я даже видел, как вполне успешно использовали такую систему на далеко не пос- леднего поколения ноутбуке типа Aser. Готовится изображение, например, 2048х768 и выводится на второй монитор (Matrox Triple- Head2Go или подобный), а появляется оно уже разделенным этой картой на два проектора с разрешением 1024х768 каждый. Но тут есть один весьма тонкий момент: на месте склейки нет плавного перехода от одного изображения к другому, что влечет за собой необходимость более точной физической подгонки при установки проекторов, особен- но на самом стыке изображений. Тут чаще всего получается нахлест или небольшая щель, с которой, пусть и максимально сведенной к минимуму, рано или поздно соглашаются... При втором варианте нужна видеокарта с тремя или более выходами, но зато... В том же ArKaose изображение с проекторов может (и скорее — должно) нахлестываться друг на друга в месте разделения. Инсталлируете проекторы с небольшим перекрытием изображения по центру, выравниваете по горизонтали, а далее уже глубину и ширину перехода (стыка) спокойно подгоняете в настройках самой программы.
Изображение получается ровным, без видимых границ при условии, что яркость проекторов и качество картинки одинаковые (последнее касается и аппаратного метода). Так можно сшивать изображение с двух и с трех и более проекторов (как позволит видеокарта, а есть карты на 6 мониторов), причем не только по горизонтали, но и по вертикали, в последних версиях ArKaos (как GrandVJ, так и MediaMaster) и такая функция есть. Хорош такой способ склейки еще и тем, что неноутбучные видеокарты мощнее своих компактных собратьев, соответственно и размер изображения в пикселях и другие параметры серьезнее. А можно сочетать два этих метода склейки, что дает еще больше совмещенных экранов для видеоинсталляции. В общем, со стороны оборудования и программ вопрос достаточно просто решается. Остается только решить, что показывать на таком экране, где брать контент. Вот тут, как говорится, «халявы» не будет. Футажи с разрешением 2048х768 px (под два проектора 1024х768) или 2560х800 px. (под два проектора 1280х800) пока серийно не производятся, и скачать просто так такой материал нигде не получится. Остается одно — делать контент самому. И это огромное поле деятельности для истинных фанатов- художников. Тут действительно получается эксклюзив. Конечно, переделать какое-то чудом добытое видео высокого разрешения не всегда получится, ибо не тот ракурс для обрезки, поэтому, почти все придется снимать самому с учетом последующей обработки и обрезки или интерполяции под новый формат. Но все равно путь этот хоть и тернист, но даже приятен. Лично я снимаю сам (благо, камера с высоким разрешением позволяет), потом обрабатываю в Adobe Premiere, также делаю покадровую анимацию, снимаю фото в виде последовательности кадров на профессиональную фотокамеру (Canon 50D), а потом делаю видео из этой серии снимков. Отлично выручает Adobe AfterEffect, в котором можно просто моделировать видео любого формата, того же Flash... За несколько лет увлечением виджеингом я только недавно собрал более-менее приличную библиотеку (несколько террабайт) видеоматериала (SD) и тут решил перейти на новый формат, поэтому углубился в производство собственного контента совершенно иного качества. Благо, возможности современных технологий позволяют, для выступления собрал систему, о которой давно мечтал.
Долго искал туровый кофр — не тяжелый и прочный. Наконец нашел подходящий по параметрам и, как ни странно, обрадовавший своей ценой. Это пластиковый кейс American Audio (2x6x4U). В него (сверху) аккуратно уместился монитор LG 19”, который я снабдил резистивной тач скрин панелью (резистивные панели не боятся вибраций, быстро реагируют на нажатие, причем любым предметом, вполне надежны и недороги). Сердцем системы являются два компьютера (второй на случай страховки или для дополнительных экранов) на процессорах AMD, один 4-х, второй 6-ядерный. Каждый компью- тер собран в серверном корпусе по 1U высотой. Сделал в них систему вентиляции (в одном температура процессора не более 43 градусов, во втором — не более 49). Естественно, в обоих РС видеокарты на три монитора (уже планирую апгрейд на четыре монитора) и в каждом по максимуму оперативной памяти. Для ОС использовал SSD жесткие диски, а на 6-ядерном РС для рабочего материала установил RAID.0 массив из двух гибрид- ных дисков (мне кажется, скорость считывания теперь мгновенная). На этом же компьютере установил DMX контроллеры (SunLight и Martin Light Jockey) и интересную коробочку DMX USB Pro фирмы Enttec, которая позволяет принимать сигнал DMX и, передавая его по USB, использовать для управления видео. Так что теперь можно с одного компьютера управлять светом и видео (раздельно или вместе), синхронизировать свет и видео на одном РС (или с другим компьютером, или пультом DMX). Конечно, вес такого агрегата не для хрупкой девушки, но среднестатистическому парню не составит труда его транспортировать. В итоге получился вполне компактный и мобильный сервер, в котором установлено лицензионное ПО: ви- джейская программа ArKaos GrandVJ и медиасервер ArKaos MediaMaster (прекрасная альтернатива Catalyst, резвая и с огромным количеством каналов), все нужные кодеки и программы для обработки фото, монтажа видео и эффектов. Внутри уже все соединено: приезжаешь на площадку, снимаешь три крышки с кофра, подключаешься к электрической розетке, к видеовыходам, если надо — к DMX, нажимаешь кнопку Power и начинаешь работать. Раньше я на выступлениях использовал ноутбук с кучей всякого «обвеса» (внешний HDD, контроллеры SATA и видеокарты, провода, блоки питания и т.п.), приезжал с нехилым по объему чемоданом специально заранее и по 30 минут тратил на соединение всей системы (а в условиях уже работающего клуба с его угаром, полумраком и вечно занятым местом виджея, еще дольше). По сути объем оборудования был даже чуть больше, но сейчас с таким сетапом работать стало гораздо приятнее, удобнее, качественней, оперативней. В довершение приобрел два проектора Vivitek, которые планирую использовать в основном для склейки в панораму и равномерно, чтобы лампы в них выгорали одинаково, и сшитое из них изображение оставалось целостным. Кстати, об этих проекторах... Естественно, мои Vivitek не PRO модели сегодняшнего дня, но я весьма удивился, когда сравнил их по картинке с тем проектором, который я уже давно с успехом использую для open air и небольших клубов. При крошечном объеме (почти с ноутбук) они дают изумительную, яркую и контрастную картинку по сравнению с приобретенным пару лет назад проектором Benq. Это очень удачный вариант для свободного видеоартиста — все компактно, качественно и доступно. Так что теперь меня трудно поймать в ICQ (на это многие жалуются), все основное время уходит на изготовление нового видео с новым форматом 2048х768 px. Конечно, не забываю и про старый добрый SD формат, но хочется большего... Уже есть некоторое количество материала на несколько часов живой работы, но процесс генерирования только набирает обороты. Думаю, новое видео как минимум будет нравиться.

Не для публикации на сайте Malbred-плагиатора.

Журнал "Шоу-Мастер" №67 (скачать)

Ещё статьи


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru